НОВОСТИ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА ИОН РАНХИГС

Новый факультет в ИОН РАНХиГС

С началом нового учебного года в Институте общественных наук (ИОН) РАНХиГС произошло объединение Школы дизайна и Школы медиакоммуникаций в один факультет. Мы поговорили с деканом Факультета дизайна и медиакоммуникаций Екатериной Гуровой о том, как будет развиваться подразделение, чего ждать абитуриентам от приемной кампании-2023, и почему медиа и дизайн не могут существовать раздельно.

– Екатерина, расскажите, почему два направления — дизайн и медиакоммуникации – решили объединить в один большой факультет? Насколько эти направления взаимосвязаны при обучении и работе в индустрии?

– Факультет дизайна и медиакоммуникаций появился в сентябре по решению Ученого совета РАНХиГС. Сейчас это самый большой факультет в Академии – около 2500 студентов и 250 преподавателей. Это закономерная попытка соответствовать реалиям рынка труда при подготовке специалистов. Направления дизайна и медиакоммуникаций взаимодополняют друг друга, а в будущем могут и вовсе слиться в одно целое.
Например, в сфере медиакоммуникаций все чаще можно услышать термин «медиадизайн». Интернет-каналы и медиаплатформы как совокупность групп, страниц и аккаунтов компании все больше нуждаются в мультимедийном оформлении передаваемой ими информации. Мультимедийность – это в первую очередь многоформатность: оформление может задействовать одновременно текст, графику, видео, звук и др.
Специалисты, которые оформляют медиаплатформы, и есть медиадизайнеры – они разрабатывают визуальный контент. То есть эта профессия позволяет человеку проявить свой художественный талант и креативное мышление и в то же время требует от него знаний информационных технологий, например, в области программирования или работы с графическими редакторами. Медиадизайнер должен уметь работать и с текстами, чтобы создавать комфортный для восприятия пользователем контент. В этой специальности мы видим соединение, слияние дизайна и медиакоммуникаций.
Базовая задача медиадизайнера – предложение клиенту общей концепции проекта, презентация проекта и последующая его адаптация для возможных маркетинговых и PR-кампаний. Получается, медиадизайнеру еще желательно иметь развитые гибкие навыки (soft skills: коммуникабельность, опыт работы в коллективе и т. д.) – уметь взаимодействовать как с клиентами, так и со СМИ, продюсерами, знаменитостями и др.
Приведу примеры медиадизайна: это моушн-дизайн, иллюстрации, 3D-макеты, заставки выпусков новостей, онлайн-реклама, интерактивные инсталляции, контент для соцсетей и, конечно же, виртуальная и дополненная реальность. По приведенным примерам можно увидеть, насколько профессия медиадизайнера сейчас востребована и перспективна.
Студенты отделения медиакоммуникаций проходят курсы по Photoshop, Illustrator, After Effects и другим программам компьютерной графики. В итоге они могут самостоятельно подготовить публикацию, например, для соцсетей: написать пост и сделать к нему картинку или видеоролик.
Или другой пример. Если студент пришел учиться на бренд-дизайнера и хочет разрабатывать айдентику компаний, то ему потребуются курсы копирайтинга и рекламы, чтобы понимать, как работают механизмы продвижения товара, услуги или компании.
Направление медиадизайна востребовано именно потому, что сегодня подача информации и ее интерпретация требуют навыков как создания текстов, так и графического дизайна, чтобы правильно преподнести информацию потребителю. То есть такая специальность подразумевает разностороннюю подготовку – освоение нескольких компетенций.

– Каких еще специалистов готовят на отделении медиакоммуникаций?

– Мы готовим контент-менеджеров, менеджеров по рекламе, журналистов, ведущих теле- и радиопрограмм, спичрайтеров, SMM-менеджеров, специалистов по контекстной рекламе, PR-менеджеров и многих других специалистов, без которых не обойтись в современном мире.
Хотела бы подробнее рассказать о совсем новой и перспективной специальности – медиаменеджерах или медиапродюсерах. Медиа сегодня это не только печатные СМИ, фото, кино, радио и телевидение. Теперь это и приложения для смартфонов и планшетов, компьютерные игры, технологии виртуальной и дополненной реальности и многое другое. Медиапродюсеры – как раз специалисты в области коммуникаций, которые понимают законы и принципы новой медиасреды и связанных с ней технологий. Они должны обладать навыками и знаниями, чтобы управлять этой новой реальностью.
Еще одна новая специальность – продюсер смыслового поля. Этот специалист отвечает за формирование общей картины так называемой пользовательской среды. Он работает с медиаканалами, настраивает их под целевую аудиторию и адаптирует информацию для ее комфортного восприятия. Одна из его задач – облегчать взаимодействие между человеком и искусственным интеллектом (ИИ), например, делать так, чтобы ИИ лучше и лучше понимал человеческую речь.

– А каким актуальным специальностям вы обучаете на отделении дизайна?

– На отделении дизайна мы готовим графических дизайнеров, иллюстраторов, моушн-, гейм- и веб-дизайнеров, разработчиков интерфейсов, шрифтов, упаковки, общественных и жилых пространств. На программе бакалавриата «Современный дизайн» мы практикуем междисциплинарный подход, что дает нашим выпускникам преимущество при выборе будущей работы.
Наши студенты разрабатывают иммерсивные среды (с эффектом погружения для зрителя), учатся делать прототипы приложений с прорисовкой всех страниц и адаптивные веб-страницы, которые корректно отображаются на экранах любых устройств. Мы обучаем студентов инструментам создания художественных иллюстраций, анимационных роликов и интерактивных презентаций.
Уже сейчас они учатся создавать виртуальные модели, NFT-объекты и метавселенные – виртуальные пространства, где люди взаимодействуют как друг с другом, так и с окружающими объектами. Грань между физическим и виртуальными мирами уже стирается не только в индустрии развлечений, но и в образовании, в медицине (например, медицинские онлайн-тренажеры, обучающие симуляторы и т. д.).
Новая информация должна накладываться на объекты физического мира бесшовно, гладко. Поэтому сегодня высок спрос на дизайнеров, которые обеспечивают глубину и ясность восприятия дополненной реальности. И если мы говорим про будущее в области дизайна, то это точно про дизайнера виртуального взаимодействия. Такой дизайнер должен уметь убеждать в ценности своего продукта представителей бизнеса, общаться с клиентами (речь опять же про soft skills), разбираться в видах контента, взаимодействовать со специалистами по пользовательскому опыту и интерфейсам.

– В дизайне и медиасреде постоянно появляются новые цифровые технологии. Как это влияет на учебный процесс? Успеваете следить за «технотрендами»?

– Мы обучаем студентов профессиональному пользованию компьютерными программами и фундаментальному пониманию принципов их работы, благодаря чему они могут самостоятельно изучать новейшие цифровые технологии. Мы учим создавать прототипы цифровых продуктов и механизмам их внедрения. В процессе учебы студенты экспериментируют с различными технологиями, что позволяет им создавать проекты в авангарде трендов. Например, это заметно в выпускных работах 2022 года.

– Как декан нового объединенного факультета какие задачи вы перед собой ставите?

– Наша задача в образовании – подготовить специалистов таким образом, чтобы к моменту, когда новые технологии в дизайне и медиакоммуникациях будут внедряться, им эти технологии уже были знакомы. У них должны быть знания и навыки, с помощью которых они смогут с этими технологиями работать. Мы считаем, что образование должно смотреть в будущее, и помогаем студентам раскрыть их творческий потенциал в условиях новых цифровых реалий.

– За счет чего вы решаете поставленные перед факультетом задачи?

– Во-первых, мы отслеживаем новые тенденции как в образовании в целом, так и в дизайне и медиакоммуникациях в частности, и на основе имеющегося опыта видим, что будет востребовано и актуально в скором времени. Поэтому мы находимся на передовой современного образования в этой сфере.
Во-вторых, поскольку наш факультет большой, то и возможности для обмена знаниями как между преподавателями, так и между студентами тоже широки. Факультет – это наше профессиональное сообщество.
В-третьих, мы привлекаем к преподаванию признанных экспертов: журналистов, менеджеров по связям с общественностью, медиаменеджеров, разработчиков из крупных компаний. Это помогает студентам получать актуальные знания и навыки напрямую от профессионалов. А мы, факультет, в свою очередь, понимаем потребности крупных компаний, таких как Яндекс и Сбербанк, и готовим специалистов, которым предстоит создавать качественно новые технологические и информационные продукты.
В-четвертых, помимо базового классического обучения мы регулярно проводим мастер-классы, преподаем разносторонние практики, тем самым еще больше расширяя у студентов профессиональный кругозор.

– Подводя итоги, расскажите, что должен знать и уметь выпускник вашего факультета, чтобы быть нарасхват у работодателей?

– Мы развиваем у студентов следующие навыки: профессиональную насмотренность (чувство стиля и гармонии), нестандартное мышление, умение находить нужную для работы информацию, проектный менеджмент, коммуникабельность (soft skills), открытость новому. Думаю, именно такая комбинация позволяет нашим выпускникам очень быстро находить работу даже в меняющемся мире.