«Искусство как терапия» (ИРМА) — это новая авторская методика групповой терапии, созданная искусствоведами Юлией Наполовой и Анной Каргановой и психологом Анной Рассказовой и направленная на стабилизацию эмоционального состояния и снижение уровня тревожности. Методика основана на творческих практиках художников, исследовавших осознанность, концентрацию внимания и эмоциональные состояния человека.
В рамках сотрудничества ИРМА с Факультетом дизайна и медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС было проведено психологическое исследование новой художественно-психологической методики «Искусство как терапия», в котором приняли участие 98 человек — студенты и сотрудники Академии.
Участникам исследования предлагалось заполнить тест ситуативной тревожности по шкале Спилберга до сессии и после неё. В результате сравнения показателей и подсчета статистических данных ситуативная тревожность после каждой сессии снижалась в среднем на 19%.
Методика прошла апробирование в Главном военном клиническом госпитале им. Н. Н. Бурденко и зарекомендовала себя как успешная.
Во время сессий по методике «Искусство как терапия» (ИРМА) улучшается эмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, развивается творческое мышление, повышается уровень эмоционального интеллекта, прорабатывается осознанность в решении задач и принятии решений. При работе в группах доверия между сотрудниками или студентами повышается качество взаимодействия внутри группы.
Методика опирается на три художественные практики:
— метод Марины Абрамович, сербской специалистки по искусству, включающий ряд медитативных практик для развития концентрации;
— метод Элия Белютина, российского художника, педагога и теоретика искусства, позволяющий восстановить эмоционально-интеллектуальное равновесие с помощью рисования;
— метод Андрея Вознесенского, российского поэта, публициста, художника и архитектора, объединяющий текст и изображение в «видеомы» — стихи, написанные на языке визуальных символов.
В методике используются картины художников разных эпох и направлений. Участникам сессий предлагается выбрать одну или несколько картин, которые, на их взгляд, больше всего подходят к определенной теме и могут стать для них проводниками во время всей сессии.
Работа, проводимая совместно РАНХиГС и коллективом искусствоведов-психологов, показала, что методика «Искусство как терапия» способна проработать сложные эмоциональные переживания, снизить уровень стресса и справиться с тревожностью, которую часто испытывают студенты, особенно перед предстоящими экзаменами.