НОВОСТИ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА ИОН РАНХИГС
Школа

Сергей Серов о дизайне и образовании



Сергей Серов

Основатель Академии графического дизайна, Высшей академической школы графического дизайна (ВАШГД), профессор Школы дизайна ИОН РАНХиГС — заведующий кафедрой «Дизайн».



Дизайнер — довольно популярная профессия. Она привлекает, поскольку в ней есть место и деньгам, и творчеству, и самореализации. В неё устремляются многие, но нужно ли учиться дизайну четыре года? Каким вообще должно быть высшее образование в дизайне? Что даёт диплом и нужен ли он работодателю?

 Вы всю жизнь работаете дизайнером, но первое образование у вас техническое. Как так получилось?

— Когда я оканчивал школу, успехи были одинаковыми как в гуманитарных предметах, так и в точных науках. Родители окончили МЭИС, институт связи, и я пошёл туда. Но во время учёбы я ясно осознал свои гуманитарные интересы. Услышав, что есть такая область, где техника и эстетика сходятся, ― дизайн (или, как тогда это называли, «техническая эстетика»), я понял, что это моё. В результате вскоре после института меня пригласили работать на Олимп советского дизайна — во ВНИИТЭ, Институт технической эстетики, где я проработал много лет.

— Но если вы уже работали дизайнером, то что вас побудило ко второму  художественному образованию?

— Комплекс неполноценности, как и у всех, кто не имеет «корочек». Я довольно рано начал печататься в журналах. Подписывался «дизайнер» или «искусствовед». Но когда меня спрашивали в редакциях: «А образование у вас какое?», то начинал оправдываться: «Понимаете, я работаю во ВНИИТЭ, а техническая эстетика считается частью искусствоведения…» ― «Нет, окончили-то что?». Пришлось пойти в Академию художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, на факультет теории и истории искусства. Но когда окончил его, официально стал искусствоведом, меня почему-то перестали спрашивать про образование.

Ана Гринфелд, РАНХиГС, 2020 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

 А вообще, как вы считаете, насколько важно для дизайнера профильное образование?

— В любом случае человек должен сам себя сделать. А вузы ― это такие ходунки, помощь в становлении на ноги. Нельзя сказать, что раз нет высшего образования ― ты не дизайнер. Всё решает профессиональное портфолио.

Но сейчас в нашей жизни становится так много формальностей и ограничений, что корочки снова начинают иметь значение, и даже большее, чем в советское время.

— Что вас сподвигло организовать Высшую академическую школу дизайна ― ВАШГД?

— Так сошлись звёзды ― на небе и на земле. Концепция ВАШГД была простой: «Дизайна у нас нет, а дизайнеры есть». Есть мастера, которые независимо от того, что они окончили, сами себя сделали и вышли на мировой уровень. Поэтому ставка была на личности, а не на стандарты и программы. Дать нужному человеку карт-бланш, абсолютную свободу, без всякой педагогической бюрократии ― и эта свобода принесёт удивительные плоды.

И вот все звёзды нашего графического дизайна, лучшие профессионалы в профессии, перебывали в ВАШГД в качестве преподавателей. Академия графического дизайна составила педагогический костяк ВАШГД.

Полина Кукушкина, ВАШГД, 2010 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

Но и это ещё не всё. Дизайн в контексте культуры ― деятельность, которая не знает границ. Поэтому кроме дизайнеров к нам приходили, например, Лев Рубинштейн, Юрий Рост, Сергей Бархин, Юрий Норштейн, Вадим Абдрашитов и другие выдающиеся деятели культуры. Как-то целый семестр вёл главный балетмейстер Большого театра Юрий Ветров. Потому что композиционный баланс ― он и на сцене имеет значение, и в дизайне. И студенты через телесную активность понимали что-то в профессии по-другому.

— Вы не раз говорили, что в РАНХиГС хотите сделать «ВАШГД 2.0». В чём это проявляется?

— Первое ― это дух. Опыт ВАШГД уникален ― её можно назвать первой в стране школой постмодернистской, нелинейной педагогики. Сейчас это стали называть креативной педагогикой. Дух свободного эксперимента, нацеленность не на программы, которые за тебя кто-то написал, а на творческие открытия, которые делаются «здесь и сейчас». Так было в ВАШГД, так сейчас и в Школе дизайна РАНХиГС.

Второе ― это принцип мастерских. Каждый набор формирует мастер, опирающийся на личный опыт. Мастерские именные, учащиеся сами придумывают себе название. Сейчас в бакалавриате защищается первый выпуск, за который мы полноценно отвечаем: я стал заведующим кафедрой четыре с половиной года назад. До этого работал в магистратуре, там тоже был принцип мастерских.

Группа «ШТАБ», мастерская Н. Штока и Е. Табориского, РАНХиГС, 2018 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

А из нового нужно отметить стремительно возрастающую роль компьютерной реальности ― она открывает возможности, которых в ВАШГД не было, безграничность расширяющегося цифрового космоса, освоение которого тоже требует творческих экспериментов.

Кроме того, сейчас больше возможностей для коллаборации, поскольку мир становится более прозрачным. И Школа дизайна усиленно развивает международные связи.

— Что сегодня связывает «ВАШГД 1.0» и «ВАШГД 2.0»?

— Прежде всего, это люди, носители того творческого духа. В РАНХиГС преподаёт немало старых педагогов ВАШГД, выдающихся отечественных дизайнеров-графиков с мировыми именами. В бакалавриате это Пётр Банков, Николай Шток и Михаил Соркин. В магистратуре выпустили свои курсы Николай Шток, Эркен Кагаров и Юрий Гулитов.

Один за другим подтягиваются и молодые звёзды, выпускники ВАШГД, которые в нашей Школе дизайна становятся ведущими педагогами, руководителями авторских мастерских. Сейчас будет защищать дипломы группа «Тёрки» ― мастерская Тереховой Катерины, в ВАШГД она училась у Аркадия Троянкера. Следом идут «Искры» ― мастерская Анны Скржинской, ученицы Тагира Сафаева. На первом курсе собственную мастерскую ведёт Стёпа Липатов, выпускник мастерской Бориса Трофимова. Отдельные дисциплины преподают Елизавета Мамонтова, Вета Постнова, Наталья Федоренкова ― выпускники этой же мастерской. Так что преемственность налицо.

Дмитрий Захаров, ВАШГД, 2014 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

Среди главных приоритетов ВАШГД были культура и искусство. Мы сохраняем этот принцип в нашей школе. Этот стратегический выбор связан не только с происходящим поворотом к постиндустриальной, креативной экономике ― неизбежным выходом культуры на передовые позиции, ― но и с пониманием искусства как неисчерпаемого образовательного ресурса.

Дизайн постиндустриальной эпохи требует развивать не только дизайн-мышление, но и дизайн-чувствование. Каждый проект принимать близко к сердцу. Пропускать не только через свой ум, но и через душу. И тогда дизайн становится не универсальным, а уникальным. И форма следует не только функции, но и эмоции, эмпатии, любви. Невозможно изменять мир, не меняясь самому. Профессиональное развитие невозможно без личностного роста.

Группа «Рафинад», мастерская Юрия Гулитова, РАНХиГС, 2018 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

 Как вам удаётся сохранять этот дух эксперимента в академическом учреждении?

— У нас система, в которой часто задания вообще не повторяются. В традиционных дизайнерских вузах как: из года в год делают сначала знак, потом буклет, потом упаковку, потом фирменный стиль, от простого к сложному. Есть вузы, где на первом курсе специально разработаны темы, которые преподаватели должны давать в качестве заданий.

Мы же нацелены на эксперимент. Принцип мастерских у нас неофициальный, но и дух ― вещь неофициальная. Мы говорим, что наша профессиональная обязанность ― нарушать стандарты, не соблюдать их. Креативное ― значит неожиданное. Это относится и к педагогике. Мир стремительно движется в будущее. То, что было абсолютным в ХХ веке, становится относительным в ХХI веке. Чтобы понять происходящее, нужны эксперименты и в дизайне и в дизайн-образовании.

Дмитрий Кавко, ВАШГД, 2010 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

 То есть предметный принцип ― необходимость, с которой пока приходится мириться. Обязательно ли дизайнер должен уметь рисовать?

— На этот счёт существуют разные мнения. Например, многие считают, что путь к дизайну лежит только через академический рисунок. Но художественные практики бывают самыми разными. Можно прийти в дизайн, например, через фотографию или ещё какой-то творческий опыт.

Милтон Глейзер ― все знают его логотип «I Love New York» ― говорил, что учить рисованию необходимо потому, что оно приучает студентов к усидчивости, сосредоточенности и концентрации внимания. Вот это действительно важно в дизайне.

Но это необязательно связано с умением рисовать. Мы и с этим экспериментируем. У нас есть традиционный блок, который ведут старые педагоги. А есть Саша Голынский, актуальный художник, который ведёт те же дисциплины. Они называются «Академический рисунок», «Академическая живопись». Но он делает со студентами современные художественные проекты.

Стефан Лашко, ВАШГД, 2012 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

 Вы говорили о влиянии компьютера на дизайн-систему. А может ли дистанционное образование быть эффективным?

— Мы точно не знаем, но пробовать надо. Мы только на пороге дистанта. Вот опыт ВАШГД определённо позволяет сказать: да, свобода эффективна. Здесь то же самое. Мы должны сначала несколько лет поучить дистанционно, посмотреть на выпускников. Наша школа сейчас впервые объявила бакалавриат онлайн. Это может стать новым этапом в дизайн-образовании.

Илья Смольков, РАНХиГС, 2016 г. Изображение предоставлено: Сергей Серов

 В этом году Школе дизайна РАНХиГС исполняется десять лет. Можно ли говорить о каких-то итогах?

— История Школы делится на две части: на первые пять лет, когда она была «как все» и учила дизайну по привычным протоколам. И вторые, когда она стала превращаться в «ВАШГД 2.0», устремлённую в нереальное завтра. В новом качестве у нас в этом году будет только первый выпуск, то есть итоги подводить ещё рано.

Но вторая пятилетка не на пустом поле началась. Была готовая почва: в основе не только опыт ВАШГД, но и определённая преемственность первых пяти лет. Специфика Школы состоит в сочетании «реального» и «нереального» дизайна. Выставка Школы дизайна ИОН РАНХиГС на «Винзаводе» позапрошлым летом так и называлась: «(Не)реально».

Сейчас мы со студентами делаем книжку про всё десятилетие. Десять лет ― красивая цифра. Но на самом деле всё только начинается.

Автор статьи: Ольга Кондратова (Skillbox)
Источник: https://skillbox.ru/media/design/interview-sergey-serov/

Онлайн-бакалавриат РАНХиГС + Skillbox: https://www.design.ranepa.ru/ranepa/online