Магистратура по арт-менеджменту: ключ к карьере в мире современного искусства
2025-04-07 22:50
Мы встретились с Марией Степановой — выпускницей программы магистратуры «Управление в арт-бизнесе» Школы дизайна ИОН Президентской академии. В ходе беседы мы затронули различные аспекты как её образовательного пути, так и профессиональной деятельности после завершения обучения. Мария поделилась с нами, почему выбрала именно эту программу, и рассказала, каким образом полученные знания помогли ей успешно развиваться в сфере арт-бизнеса.
— Мария, расскажите, почему вы выбрали программу «Управление в арт-бизнесе»? Что вас привлекло именно в этой специальности?
Во время обучения на бакалавриате я влюбилась в современное искусство и решила выяснить, какие профессии существуют в этой сфере. И, разобравшись в этом вопросе, выбрала для себя программу «Управлении в арт-бизнесе». Важную роль в моем выборе сыграло то, что эта магистратура практико-ориентированная, а мне как раз хотелось сразу и по-настоящему погрузиться в эту сферу.
— Какие знания и навыки вы приобрели за время обучения?
Я систематизировала свои знания как в русской, так и зарубежной истории искусств, научилась писать такие специальные тексты, как пресс-релиз, бриф и др., структурировано описывать проекты, начиная от идеи, целей и задач и заканчивая бюджетом и поиском партнеров для них.
— Как программа помогла вам развить профессиональные качества, необходимые для работы в сфере арт-менеджмента?
В первую очередь благодаря обучению на программе я обросла связями с нужными людьми, знакомство с которыми так необходимо в нашей сфере.
— Были ли у вас какие-то интересные проекты или кейсы во время учебы, которыми вы особенно гордитесь?
За время учебы я успела посотрудничать с арт-пространством и несколькими первоклассными галереями, в одной из которых продолжаю работать. Самым запоминающимся проектом стала новогодняя ярмарка современного искусства для арт-платформы Cube.Moscow, потому что это был мой первый относительно крупный проект, за который я отвечала полностью сама. Без ошибок не обошлось, но ярмарка окупилась и имела большой успех у посетителей, все прошло прекрасно!
— Что было самым сложным в процессе обучения и как вы справлялись с трудностями?
Самым сложным было совмещать учебу и работу. Всегда приходилось балансировать на грани, чтобы не запустить ни то, ни другое. Но я старалась и преподаватели всегда шли мне навстречу, за что им большое спасибо!
— Какой совет вы могли бы дать будущим студентам, поступающим на эту программу?
Я бы посоветовала очень четко осознать, насколько вы влюблены в современное искусство, и если вы не можете жить без него, то вам точно сюда. В случае если вы не уверены, то отложите эту затею до лучших времен, потому что нередко работа в этой сфере строится на голом энтузиазме. Вы не сможете получать удовольствие от своей работы, если не будете уверены в сделанном выборе.
— Есть ли какой-то предмет или курс, который оказал наибольшее влияние на ваше профессиональное развитие?
Все пройденные дисциплины положительно повлияли на меня как на специалиста, но если мы говорим о профессиональном развитии, то важным для меня стал курс Елены Крыловой “Музейное и галерейное дело”, потому что именно он помог мне попасть в эту сферу и начать свой карьерный путь.
— Расскажите о вашей текущей роли в галерее. Как она называется? Какие задачи вы выполняете ежедневно?
Я работаю менеджером в PA Gallery. Пул задач довольно обширный — начиная от инвентаризации коллекции галереи и продолжая сопровождением крупных проектов и ярмарок, в которых она участвует. У меня немного задач, которые нужно выполнять ежедневно на рутинной основе, поэтому каждый день — это новый вызов. Но есть задачи, которые я выполняю циклично — например, при подготовке к выставке мы неизбежно занимаемся логистикой, составлением каталогов, монтажом и т. д.
— Как происходит процесс организации выставок? С какими вызовами вы сталкиваетесь при их подготовке?
Подготовка к выставке — это всегда повторяющийся цикл действий, который я прохожу. Его содержание варьируется от проекта к проекту. Все начинается с разработки концепции, написания кураторского текста, а далее появляется экспозиция — это что касается смыслового наполнения выставки.
Есть еще техническая сторона этого процесса: логистика, монтаж, демонтаж, разработка полиграфии. И третий аспект подготовки выставки, о котором хотелось бы упомянуть — это коммуникация, как с прессой, так и с гостями и коллекционерами.
— Какие тенденции в современном искусстве вы наблюдаете сегодня? Как они влияют на вашу работу?
Я вижу следующие тенденции. Современное искусство в России двигается как вглубь, так и вширь, за ее пределы. Сейчас хорошо развивается региональное искусство, на сцену выходит много талантливых ребят из регионов под покровительством местных галерей, музеев и центров.
На первом плане оказываются женщины художницы. Подтверждение тому Александра Гарт — художница года по версии выставки Cosmoscow 2024. Кроме того, я наблюдаю тенденцию на выход за границы нашей страны, особенно на Восток — например, в Китай. Российские галеристы делают ставки на китайский рынок и это неудивительно, потому что, по данным отчета Art Basel x UBS за 2023 г., китайский арт-рынок сейчас второй по объему после американского.
— Какую роль играет цифровизация в вашем бизнесе? Используете ли вы онлайн-платформы для продвижения и продажи произведений искусства?
Да, на данный момент есть несколько эффективных онлайн-платформ для продажи современного искусства — например, Bizar и ТЕО, но и отдельные галереи и арт-кластеры пытаются создать подобные платформы и развивать это направление.
— Если бы вы могли изменить что-то одно в арт-индустрии, что бы это было?
Однозначно зарплаты, потому что как в государственных, так и в частных институциях сотрудники получают относительно небольшие деньги за большой объем работы, к моему сожалению.
— Мария, какие цели вы ставите перед собой на ближайшие годы? Куда планируете двигаться дальше в своей карьере?
Планирую продолжать делать разные проекты в сфере искусства и развиваться на текущем месте работы.