НОВОСТИ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА ИОН РАНХИГС
Школа

6 мифов о высшем образовании в дизайне

2021-06-17 20:15
Нужно ли поступать в вуз, если хочешь быть профессиональным дизайнером?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с практикующими дизайнерами, представителями вузов и сферы HR разобрали популярные мифы, которые есть вокруг высшего образования.


Миф 1
Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.

Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.

Цель вышки — шире:
  • дать комплексные знания не только по узкопрофильным предметам, но и смежным дисциплинам;
  • погрузить студентов в среду и профессиональное сообщество;
  • научить «учиться» — разбираться в теории и инструментах так, чтобы студенты могли эффективно делать это самостоятельно и после вуза;
  • дать глубокие технические знания: технологии, нормативы, ГОСТы.

Екатерина Гурова
Директор Школы дизайна РАНХиГС

— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.

Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.

Быть дизайнером — значит никогда не переставать учиться. Если бы мы могли перенести дизайнера, который работал 30 лет назад, в наше время, что бы он делал с UX-дизайном, программированием и онлайн-миром? Это всё сбило бы его с толку. Через 30 лет будут другие вызовы. Если и через три десятилетия вы хотите работать дизайнером, привыкайте к постоянному режиму самообучения.
Адриан Шонесси
 — 
соучредитель Unit Editions ― британского издательства, выпускающего книги для дизайнеров


Миф 2
Дизайнеру не нужны общие дисциплины, которые преподают во всех вузах: философия, социология, экономика, психология.

Дизайн — мультидисциплинарная область. Чтобы спроектировать, например, интерьер кафе, дизайнеру нужно понимать, кто будет туда приходить: какие у этих людей привычки, доходы, культурный и исторический бэкграунд, что для них удобно, а что нет. Одно дело — создавать интерьер семейной пиццерии, другое — роскошного ресторана.

Это касается не только дизайна интерьеров. Любой продукт, который создаёт дизайнер: журнал, сайт, логотип или мобильное приложение, — всегда ориентирован на человека, который будет им пользоваться. Без знаний о человеке, которые дают гуманитарные науки, непросто спроектировать этот продукт качественно.

Андрей Великанов
Философ, теоретик искусства, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, в институте «База»

— Я каждый год читаю в различных учебных заведениях лекции по философии, и многие студенты относятся к ним скептически. Если я просто скажу им, что философия полезна в жизни и творчестве, они мне не поверят. Нужна внутренняя мотивация. А она появляется у людей, которые уже столкнулись с кризисом — творческим или экзистенциальным.
Философия — путь самостоятельного мышления, ухода от стереотипов и шаблонов, это смелый и даже дерзкий путь.
Тем студентам, которые всё-таки становятся на этот путь, приходится сложно. Каждому из них нужно познать самого себя, разобраться в собственных мотивациях, желаниях, возможностях. Для этого нужно, как когда-то говорили, классическое образование, а не реальное. Делая что-то руками, научишься многому, но без глубокого понимания, что и зачем делаешь, на какой основе стоишь, создать что-то интересное, новое и свежее не получится.


Миф 3
Работодателю неважно, есть у дизайнера диплом или нет.

Компания HeadHunter провела опрос среди работодателей и выяснила:
  • 87% нанимателей смотрят на специализацию диплома кандидата и сверяют её с вакансией,
  • 78% компаний возьмут на работу соискателя, у которого нет профильного диплома, но есть нужный опыт.
Правда, в крупных, государственных компаниях без диплома не получится попасть на руководящую должность.

Елизавета Юдина
HR бизнес-партнёр Skillbox

— Самое ценное, что даёт вуз, помимо знаний, — это развитие коммуникативных навыков: умение заводить знакомства, презентовать себя и решать проблемы разными способами. Студенты не всегда понимают, что важны не оценки, а сообщество вокруг них — другие ученики, преподаватели, представители индустрии. Высшее образование сегодня не только про диплом, но и про нетворкинг.
Работодатели хотят видеть не тех, кто получил только теоретические знания по специальности, а тех, кто развил кое-какие практические и «гибкие» навыки. На вопрос, где получить опыт, у крупных компаний много ответов. Один из них — стажировки.


Миф 4
Высшее образование ― это теория, а дизайнеру нужна только практика.

Пока не все вузы приблизились к идеальной схеме обучения, когда студентам дают и теоретические знания, и возможность практиковаться. В некоторых университетах «практика» до сих пор сводится к учебным проектам, не имеющим ничего общего с реальными задачами, с которыми выпускник столкнётся на первом же месте работы.

Однако постепенно ситуация меняется. В крупных вузах открывают центры развития карьеры, которые организуют для студентов практику и стажировки в больших компаниях, а ещё помогают выпускникам с трудоустройством. Такие центры, например, работают в РАНХиГС и Высшей школе экономики, в структуре которых есть школы дизайна.

Важно отметить, что некоторые компании берут на стажировки только студентов вузов. Это, например, «Сбер», Ozon, «Авито», «Райффайзенбанк», «Лаборатория Касперского».

Кстати, эффективность сотрудничества с работодателями влияет на место вуза в рейтингах. Самые авторитетные из них ― «Интерфакс» и RAEX. Чем выше вуз в списке, тем больше вероятность, что у него много партнёров, которые берут студентов на практику.


Миф 5
Вузы не успевают за новейшими инструментами, а преподают в них те, кто давно не практикует.

Когда мы беседуем с успешными дизайнерами о старте в профессии, спрашиваем и про высшее образование: даёт ли оно преимущество в работе. Не все отвечают утвердительно. Например, Илья Мюге, основатель архитектурного бюро FROM/FORM, вспомнил, что его в университете учили по старым учебникам 1980-х годов. Такое встречается и сегодня, но гораздо реже, чем раньше.

Екатерина Гурова
Директор Школы дизайна РАНХиГС

— В хороших вузах есть баланс между преподавателями-теоретиками и преподавателями-практиками. Это обязательное условие.

Практики делятся со студентами самой актуальной информацией. Теоретики, которые преподают историю дизайна или, например, шрифта, тоже не выпадают из контекста. Они участвуют в конференциях, где обсуждаются актуальные вопросы. Более того, такие преподаватели могут проектировать тенденции: дизайн постоянно эволюционирует, меняется, и, если изучать его историю, можно понять, каким он станет в будущем. Не всякому практику это под силу.

В вузах есть лектории, куда приглашают известных архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, иллюстраторов, фотографов, представителей бизнеса. Они делятся со студентами всем самым новым и важным.

Во многих вузах, и наш не исключение, студенты работают с реальными кейсами, реальными брифами. Они учатся действовать в команде ― распределяют роли и получают экспертное мнение преподавателя или компании, которая дала задание. Так мы получаем сочетание образования и опыта.


Миф 6
Дизайну вообще нельзя научить. Тут либо есть талант, либо нет.

Дизайн бывает разным, поэтому и таланты у людей, которые приходят в профессию, могут быть разными. Если иллюстратору, чтобы стать успешным, важно уметь рисовать, то UX-дизайнер может преуспеть и без художественного таланта, его «талант» ― это аналитическое мышление.

Сергей Попков
Сооснователь Skillbox и студии AIC

— Хорошим дизайнером становится тот, у кого есть мотивация и опыт. Какой-то процент таланта, наверное, тоже играет роль. Но если человек вообще пока ни в зуб ногой в дизайне, это не значит, что он не сможет стать хорошим специалистом. Сможет, если захочет научиться и будет практиковаться.
Во времена Стива Джобса Apple придумали слоган «Think different» ― «Думай иначе». Это основа для дизайнеров: чем глубже вы можете «думать иначе», тем больше у вас шансов преуспеть в профессии.

Автор статьи: Даша Трунцова (Skillbox)
Источник: https://skillbox.ru/media/design/6-mifov-o-vysshem-obrazovanii-v-dizayne/

Онлайн-бакалавриат РАНХиГС + Skillbox: https://www.design.ranepa.ru/ranepa/online