НОВОСТИ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА ИОН РАНХИГС

Будущее профессионального дизайн-образования и вызовы рынка. Декан факультета дизайна и медиакоммуникаций Екатерина Гурова провела сессию с ректорами ведущих российских вузов в области дизайна

В Москве завершился Российский форум индустрии дизайна 2024. Его целью было продемонстрировать возможности российского дизайна, объединить специалистов отрасли и разработать для нее общие бизнес-стратегии, найти новые точки роста, раскрыть высокий потенциал индустрии дизайна и моды и обозначить их важную роль в обеспечении экономического и технологического суверенитета страны.

Форум посетили более 1 тыс. гостей, на нем было проведено более 25 сессий, что свидетельствует о растущем интересе к этой индустрии в России. Деловая программа форума состояла из 6 разделов: «Дизайн и управление», «Дизайн и коммуникация», «Дизайн и национальный культурный код», «Дизайн и производство», «Дизайн и комфортная среда», «Дизайн и образование».


Екатерина Гурова, декан факультета дизайна и медиакоммуникаций ИОН Президентской академии, в разделе «Дизайн и образование» провела сессию под названием «Час ректора: диалог о будущем дизайн-образования». В ее рамках произошла дискуссия с ректорами ведущих школ в сфере дизайна о том, каковы сегодня роль, функции высшего образования в дизайне и способы его улучшения, а также об основных барьерах на пути к этому.

В дискуссии приняли участие ректоры следующих творческих вузов:


Сергей Владимирович Курасов, ректор Российского государственного художественно-промышленного университета имени им. С. Г. Строганова;


Анна Николаевна Кислицина, ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица;


Валерий Савельевич Белгородский, ректор Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина;

Алевтина Анатольевна Черникова, ректор университета науки и технологии МИСИС;


Роза Шайхайдаровна Ахмадиева, ректор Казанского государственного университета культуры;


Наталья Викторовна Багрова, ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусства имени А. Д. Крячкова.


На сессии с ректорами обсуждалась важность формирования научной школы и подготовки кадров высшей квалификации. Было отмечено, что интеграция музеев в образовательный процесс играет существенную роль в обучении студентов, поскольку позволяет им получить не только теоретические знания, но и практические навыки работы с различными материалами и техниками. Кроме того, участники встречи подчеркнули важность развития так называемых hard skills — специализированных навыков и компетенций. В контексте дизайна эти навыки напрямую связаны с профессиональной деятельностью и требуют постоянного повышения и развития.

Обсуждение было также посвящено вызовам рынка и будущему дизайн-образования. В ходе встречи был проведен анализ текущей ситуации в отрасли и определены ключевые задачи, стоящие сегодня перед системой высшего образования. Особое внимание было уделено его роли и функциям в дизайне и необходимости повышения престижа самой профессии дизайнера. Участники выразили веру, что такой открытый диалог поможет адаптироваться к быстро меняющемуся миру и улучшить качество образования, подготовив студентов к вызовам рынка.

«Мы собрались здесь, чтобы обсудить одну из ключевых задач высшей школы — научить человека думать. В стенах университета студент не получает полного представления о том, что из себя представляет этот мир и чем в этом мире является его профессия. В то же время скорость развития рынка и высокая конкуренция диктуют необходимость получения исключительно практических навыков, быстрых решений и актуальных компетенций.


Мы понимаем, что меняющийся мир требует открытого диалога с представителями системы образования, и рады, что у нас есть возможность обсудить план развития этой сферы. Я верю, что такой диалог поможет нам лучше понять, как мы можем адаптироваться к ситуации и улучшить систему образования, чтобы наши студенты были готовы к современным вызовам.

Сегодня область дизайна сталкивается со множеством вызовов, включая быстрые технологические изменения, растущую конкуренцию и требования к выпускникам иметь широкий спектр навыков. Поэтому привлечение практикующих специалистов и учет мнения заказчика становятся особенно важными.

Все эти аспекты играют важную роль в подготовке студентов к будущему, помогая им стать конкурентоспособными профессионалами в динамично развивающейся области дизайна», — сообщила во вступительном слове Екатерина Гурова.

«Дизайн — это не просто красивая картинка или удобный интерфейс. Это сложный процесс, который включает в себя множество аспектов — от социокультурного окружения до влияния на психику человека. Дизайн окружает нас повсюду, начиная с мобильных приложений и продолжая рекламой продуктов. Он влияет на то, как мы воспринимаем информацию, взаимодействуем друг с другом и даже какие решения принимаем.

К сожалению, многие люди до сих пор недооценивают значимость профессии дизайнера. Они считают ее простой работой по созданию красивых изображений или интерфейсов. Но это далеко не так. Дизайн — это комплексная профессия, требующая глубоких знаний в области психологии, философии, истории, маркетинга и других наук.


Я считаю важным продолжать обсуждать значение профессии дизайнера и повышать ее престиж. Высшее образование постоянно претерпевает реформы и изменения и направление подготовки в сфере дизайна не должно быть исключением», — подытожила она.


Подробности о Форуме индустрии дизайна 2024 на сайте


Ссылка на сессию «Час ректора»