В 2022 г. на культурной карте России, в Чебоксарах, появилась новая точка притяжения — Чувашская биеннале современного искусства. А летом 2025 г. она планируется к проведению во второй раз.
Ее идейным вдохновителем и организатором является Юлия Константинова, выпускница магистратуры «Управление в арт-бизнесе» Школы дизайна ИОН Президентской академии.
Юлия поделилась с нами рассказом о появлении этого проекта, восприятии биеннале ее участниками и гостями, поисках чувашской идентичности, миссии и перспективах этого и подобных ему культурных событий.
«Я жила в Чебоксарах до 17 лет, потом поступила на истфак Высшей школы экономики и уехала учиться в Москву. Оказавшись в окружении преподавателей гуманитарной науки, людей с академическим складом ума, я начала по-другому смотреть на мир, стала задаваться вопросами об истории того места, откуда я родом.
Позже я поступила на арт-менеджмент. Со времен истфака у меня было желание сделать проект в Чувашии, и первоначально я задумывалась о полноценном центре современного искусства, который мог бы последовательно создавать условия для формирования системы искусства в регионе. Но в магистратуре нас просили «приземлять» проекты и, поскольку к тому моменту у меня уже был опыт в организации мероприятий, я решила рассмотреть разные варианты культурных событий.
Так, Чувашская биеннале начиналась как учебный проект, но после защиты в рамках предмета мой преподаватель Анна Швец сказала: «Юля, смотри, появился такой фонд (Президентский фонд культурных инициатив, основанный в 2021 г.). Не хочешь подать заявку?». И я подала.
Относительно выбранного нами формата мероприятия могу сказать следующее. В моем представлении, биеннале не идентична, например, фестивалю. Фестиваль может переезжать из города в город, но каждый раз он повторяется в содержании. Биеннале же призвана изучать локальный контекст и не может просто вычеркнуть то место, в котором проходит. В нашем случае очень важно, что это именно Чувашия, хотя некоторые периодически называют биеннале Чебоксарской. Хочется верить, что дальше география будет только расширяться. Например, сейчас мы сотрудничаем с Посольством Музея современного искусства ZAMAN в Уфе — делаем в Чувашии совместную арт-резиденцию «Стоянка».
Кроме того, биеннале — хороший инструмент для продвижения региона вовне. Мы очень серьезно подошли к составлению «гида» для туристов на сайте: где остановиться, куда сходить, что привезти с собой в качестве сувенира.
Что касается сложности термина, в рамках первой биеннале мы действительно получали много вопросов, но я не вижу здесь ничего плохого. Это тот формат, который знаком арт-индустрии, и он показывает наши амбиции: делать действительно масштабный проект, проводить его регулярно, привлекать больше новых площадок и институций, расширять параллельную программу.
Раньше я думала о четвертой, пятой, пятидесятой биеннале, а сейчас мне кажется, что стремление заглянуть так далеко не играет особой роли. Какой-то важный невозвратный момент уже случился. Мы, наши коллеги, участники биеннале и др., теперь не такие обособленные, как раньше, знаем друг друга в лицо и можем создавать новые совместные истории, не обязательно связанные с ней. Это объединение творческих сил — самое важное.
И я считаю, для того чтобы художественная среда существовала, ничего, кроме художников, не нужно — выставку можно сделать и у себя в квартире. Важно делать и не бояться ошибаться. И я ощущаю, что наше художественное сообщество стало гораздо смелее в своих шагах» — подытожила она.
Интервью с Юлией и ее коллегой о биеннале доступно по ссылке.
Официальный сайт биеннале.
Ее идейным вдохновителем и организатором является Юлия Константинова, выпускница магистратуры «Управление в арт-бизнесе» Школы дизайна ИОН Президентской академии.
Юлия поделилась с нами рассказом о появлении этого проекта, восприятии биеннале ее участниками и гостями, поисках чувашской идентичности, миссии и перспективах этого и подобных ему культурных событий.
«Я жила в Чебоксарах до 17 лет, потом поступила на истфак Высшей школы экономики и уехала учиться в Москву. Оказавшись в окружении преподавателей гуманитарной науки, людей с академическим складом ума, я начала по-другому смотреть на мир, стала задаваться вопросами об истории того места, откуда я родом.
Позже я поступила на арт-менеджмент. Со времен истфака у меня было желание сделать проект в Чувашии, и первоначально я задумывалась о полноценном центре современного искусства, который мог бы последовательно создавать условия для формирования системы искусства в регионе. Но в магистратуре нас просили «приземлять» проекты и, поскольку к тому моменту у меня уже был опыт в организации мероприятий, я решила рассмотреть разные варианты культурных событий.
Так, Чувашская биеннале начиналась как учебный проект, но после защиты в рамках предмета мой преподаватель Анна Швец сказала: «Юля, смотри, появился такой фонд (Президентский фонд культурных инициатив, основанный в 2021 г.). Не хочешь подать заявку?». И я подала.
Относительно выбранного нами формата мероприятия могу сказать следующее. В моем представлении, биеннале не идентична, например, фестивалю. Фестиваль может переезжать из города в город, но каждый раз он повторяется в содержании. Биеннале же призвана изучать локальный контекст и не может просто вычеркнуть то место, в котором проходит. В нашем случае очень важно, что это именно Чувашия, хотя некоторые периодически называют биеннале Чебоксарской. Хочется верить, что дальше география будет только расширяться. Например, сейчас мы сотрудничаем с Посольством Музея современного искусства ZAMAN в Уфе — делаем в Чувашии совместную арт-резиденцию «Стоянка».
Кроме того, биеннале — хороший инструмент для продвижения региона вовне. Мы очень серьезно подошли к составлению «гида» для туристов на сайте: где остановиться, куда сходить, что привезти с собой в качестве сувенира.
Что касается сложности термина, в рамках первой биеннале мы действительно получали много вопросов, но я не вижу здесь ничего плохого. Это тот формат, который знаком арт-индустрии, и он показывает наши амбиции: делать действительно масштабный проект, проводить его регулярно, привлекать больше новых площадок и институций, расширять параллельную программу.
Раньше я думала о четвертой, пятой, пятидесятой биеннале, а сейчас мне кажется, что стремление заглянуть так далеко не играет особой роли. Какой-то важный невозвратный момент уже случился. Мы, наши коллеги, участники биеннале и др., теперь не такие обособленные, как раньше, знаем друг друга в лицо и можем создавать новые совместные истории, не обязательно связанные с ней. Это объединение творческих сил — самое важное.
И я считаю, для того чтобы художественная среда существовала, ничего, кроме художников, не нужно — выставку можно сделать и у себя в квартире. Важно делать и не бояться ошибаться. И я ощущаю, что наше художественное сообщество стало гораздо смелее в своих шагах» — подытожила она.
Интервью с Юлией и ее коллегой о биеннале доступно по ссылке.
Официальный сайт биеннале.