Татьяна Алисова, креативный директор фестиваля комиксов “КомМиссия” и заведующая Отделением дизайна Факультета дизайна и медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС, рассказала об истории фестиваля “КомМиссия” и выставке “КОМИКС МИССИЯ. Эволюция рисованных историй в России“, которую фестиваль в этом году открыл и которая до 10 сентября будет проходить в Медиацентре “Зарядье”.
— Татьяна, расскажите об истории фестиваля “КомМиссия”
— Фестиваль “КомМиссия” — это старейший в России фестиваль комиксов, который дал начало комикс-движению в нашей стране. 20 лет назад, когда комиксы никто особо не воспринимал всерьез, у нас уже были художники, которые рисовали комиксы и горели этим занятием. В какой-то момент они собрались и сказали: “Давайте покажем, кто что за год нарисовал”. Через несколько лет после этого события фестиваль расположился с постоянной экспозицией комиксов в Российской государственной библиотеке для молодежи.
— Как вы пришли к созданию выставки “КОМИКС МИССИЯ. Эволюция рисованных историй в России“?
— Прошлой осенью мы с Алимом Велитовым, который сейчас является директором фестиваля “КомМиссия”, поехали на встречу с представителями выставочного отдела парка “Зарядье”, с которыми побеседовали о нашем фестивале и в целом о комиксах, истории, философии и искусстве. И уже к вечеру мы решили вместе создать масштабную выставку — антологию отечественного комикса. И это получилось. Выражаем отдельную благодарность команде выставочного отдела парка — благодаря им выставка получилась такой захватывающей. До встречи с ними мы не имели представления о масштабе их выставочного пространства. И уже в конце апреля этого года в Медиацентре “Зарядье” состоялось торжественное открытие выставки “КОМИКС МИССИЯ” и трехдневный фестиваль “КомМиссия—2023”.
— Каковы особенности фестиваля в этом году и кто его партнеры?
Начиная с 2002 года фестиваль проводится ежегодно и объединяет комиксистов разных поколений, поддерживает начинающих художников и держит руку на пульсе отрасли. Одна из миссий фестиваля — развитие комикса, эксперименты и размышления о его будущем. Поэтому сердцем фестиваля всегда был и остается конкурс, где помимо основных категорий для любителей и профи (стрип — лента из 2–4 кадров, короткий комикс и графический роман (более 30 страниц)) есть категории “эксперимент”, “детский комикс” и “специальный проект”.
В этом году фестиваль вышел на совершенно новый уровень: выставка, фестиваль и творческая лаборатория — посвящение отечественному комиксу. Такого грандиозного праздника в честь отечественного комикса ещё не было. Организаторами масштабного события стали парк “Зарядье”, Российская государственная библиотека для молодежи, Факультет дизайна и медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС и проект “Фанерон”.
Наш факультет уже второй год поддерживает ежегодный фестиваль комиксов “КомМиссия”, и это очень логичное партнерство. Комикс — это вид искусства, искусства создания визуальных образов и персонажей. Он объединяет слово, изображение, графику, сценарий, кино, дизайн и то, какой синтез может получиться при сочетании этих элементов, то есть в прямом смысле это квинтэссенция дизайна и медиакоммуникаций.
В рамках подготовки выставки партнерство Факультета и фестиваля значительно расширилось. Сотрудники Факультета и преподаватели занимались организационными вопросами, развитием партнерских отношений, участвовали в подготовке дизайна выставки, готовили каталог фестиваля и многое другое. Наши студенты помогали в качестве волонтеров, получая при этом опыт организации мероприятий и общения с профессиональными художниками, авторами комиксов, журналистами и издательствами.
Наши студенты изучают комикс как один из языков, на котором может разговаривать современный дизайнер. Более того, раскадровка (мини-комикс) является одним из заданий на вступительных испытаниях для наших абитуриентов. Особенно хочется отметить, что Михаил Михайлович Соркин, руководитель программ подготовительных курсов и наш преподаватель, вошел в состав жюри фестиваля “КомМиссия” этого года, а также выступил как приглашенный эксперт во время образовательной программы фестиваля.
Некоторые наши студенческие мастерские работали над проектами, которые стали частью постоянной экспозиции выставки. Например, в прошлом году для фестиваля студенты мастерской Николая Валерьевича Штока “ШТРАТ”, профиля Графический дизайн, под руководством преподавателя Дарьи Кирилловны Гавриленко в рамках заданий по предмету “Специальный рисунок” создали свои графические истории. Сейчас эти работы представлены в секции, посвященной будущему комикса и его языка.
А в этом году студентам экспериментальной мастерской SINTEZ.SPACE Андрея Киселева и Сергея Шестопалова, профиля Дизайн среды, мы дали задание переосмыслить материал для выставки в плане применения для его демонстрации новейших технологий — виртуальной реальности. Результатом их работы стало иммерсивное выставочное пространство истории русского комикса “За гранью кадра” — видео в формате VR 360, которое посетители выставки могут посмотреть в очках виртуальной реальности.
Кроме того, учащиеся Отделения медиакоммуникаций Факультета, занимаясь своей профильной деятельностью, создали серию лонгридов, посвященных признанным художникам-комиксистам, а также разработали серию мероприятий, направленных на привлечение внимания к комиксу, его правильному позиционированию и исследованию потребительского спроса.
— Какие планы относительно обучения созданию комиксов есть у Отделения дизайна Факультета?
— Осенью этого года первокурсники начнут учебу в новых мастерских. Например, в новой мастерской Михаила Михайловича Соркина языку комикса будет уделено особое внимание как одному из инструментов визуальной коммуникации.
Жанр комикса интересен тем, что находится на стыке сразу нескольких дисциплин, и поэтому нужны специалисты, которые будут с ним профессионально работать. Возможно, у нас появится учебная дисциплина, посвященная конкретно созданию комиксов, поскольку уже сложилось поколение опытных художников комиксов, которые могли бы передать свой опыт новому поколению.
— Смогут ли студенты научиться рисовать комиксы на Отделении дизайна?
— Хоть у нас пока нет отдельной дисциплины по созданию комиксов, но методологию создания комикса в контексте разных дисциплин мы преподаем. Тема комикса затрагивается, например, на таких дисциплинах, как история искусства (лекции по истории комикса), рисунок, специальный рисунок, скетчинг и другие. Разработке персонажа и его, окружения, раскадровке, сторителлингу и всему многообразию инструментов комиксиста студенты учатся в процессе работы над различными проектами. Учебный процесс построен таким образом, чтобы, пройдя обучение на Отделении дизайна, студент мог стать востребованным специалистом в области дизайна, иллюстрации и анимации, умеющим в том числе создавать и комиксы.
Ссылки на сайт выставки “КОМИКС МИССИЯ”: https://welcome.zaryadyepark.ru/
— Татьяна, расскажите об истории фестиваля “КомМиссия”
— Фестиваль “КомМиссия” — это старейший в России фестиваль комиксов, который дал начало комикс-движению в нашей стране. 20 лет назад, когда комиксы никто особо не воспринимал всерьез, у нас уже были художники, которые рисовали комиксы и горели этим занятием. В какой-то момент они собрались и сказали: “Давайте покажем, кто что за год нарисовал”. Через несколько лет после этого события фестиваль расположился с постоянной экспозицией комиксов в Российской государственной библиотеке для молодежи.
— Как вы пришли к созданию выставки “КОМИКС МИССИЯ. Эволюция рисованных историй в России“?
— Прошлой осенью мы с Алимом Велитовым, который сейчас является директором фестиваля “КомМиссия”, поехали на встречу с представителями выставочного отдела парка “Зарядье”, с которыми побеседовали о нашем фестивале и в целом о комиксах, истории, философии и искусстве. И уже к вечеру мы решили вместе создать масштабную выставку — антологию отечественного комикса. И это получилось. Выражаем отдельную благодарность команде выставочного отдела парка — благодаря им выставка получилась такой захватывающей. До встречи с ними мы не имели представления о масштабе их выставочного пространства. И уже в конце апреля этого года в Медиацентре “Зарядье” состоялось торжественное открытие выставки “КОМИКС МИССИЯ” и трехдневный фестиваль “КомМиссия—2023”.
— Каковы особенности фестиваля в этом году и кто его партнеры?
Начиная с 2002 года фестиваль проводится ежегодно и объединяет комиксистов разных поколений, поддерживает начинающих художников и держит руку на пульсе отрасли. Одна из миссий фестиваля — развитие комикса, эксперименты и размышления о его будущем. Поэтому сердцем фестиваля всегда был и остается конкурс, где помимо основных категорий для любителей и профи (стрип — лента из 2–4 кадров, короткий комикс и графический роман (более 30 страниц)) есть категории “эксперимент”, “детский комикс” и “специальный проект”.
В этом году фестиваль вышел на совершенно новый уровень: выставка, фестиваль и творческая лаборатория — посвящение отечественному комиксу. Такого грандиозного праздника в честь отечественного комикса ещё не было. Организаторами масштабного события стали парк “Зарядье”, Российская государственная библиотека для молодежи, Факультет дизайна и медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС и проект “Фанерон”.
Наш факультет уже второй год поддерживает ежегодный фестиваль комиксов “КомМиссия”, и это очень логичное партнерство. Комикс — это вид искусства, искусства создания визуальных образов и персонажей. Он объединяет слово, изображение, графику, сценарий, кино, дизайн и то, какой синтез может получиться при сочетании этих элементов, то есть в прямом смысле это квинтэссенция дизайна и медиакоммуникаций.
В рамках подготовки выставки партнерство Факультета и фестиваля значительно расширилось. Сотрудники Факультета и преподаватели занимались организационными вопросами, развитием партнерских отношений, участвовали в подготовке дизайна выставки, готовили каталог фестиваля и многое другое. Наши студенты помогали в качестве волонтеров, получая при этом опыт организации мероприятий и общения с профессиональными художниками, авторами комиксов, журналистами и издательствами.
Наши студенты изучают комикс как один из языков, на котором может разговаривать современный дизайнер. Более того, раскадровка (мини-комикс) является одним из заданий на вступительных испытаниях для наших абитуриентов. Особенно хочется отметить, что Михаил Михайлович Соркин, руководитель программ подготовительных курсов и наш преподаватель, вошел в состав жюри фестиваля “КомМиссия” этого года, а также выступил как приглашенный эксперт во время образовательной программы фестиваля.
Некоторые наши студенческие мастерские работали над проектами, которые стали частью постоянной экспозиции выставки. Например, в прошлом году для фестиваля студенты мастерской Николая Валерьевича Штока “ШТРАТ”, профиля Графический дизайн, под руководством преподавателя Дарьи Кирилловны Гавриленко в рамках заданий по предмету “Специальный рисунок” создали свои графические истории. Сейчас эти работы представлены в секции, посвященной будущему комикса и его языка.
А в этом году студентам экспериментальной мастерской SINTEZ.SPACE Андрея Киселева и Сергея Шестопалова, профиля Дизайн среды, мы дали задание переосмыслить материал для выставки в плане применения для его демонстрации новейших технологий — виртуальной реальности. Результатом их работы стало иммерсивное выставочное пространство истории русского комикса “За гранью кадра” — видео в формате VR 360, которое посетители выставки могут посмотреть в очках виртуальной реальности.
Кроме того, учащиеся Отделения медиакоммуникаций Факультета, занимаясь своей профильной деятельностью, создали серию лонгридов, посвященных признанным художникам-комиксистам, а также разработали серию мероприятий, направленных на привлечение внимания к комиксу, его правильному позиционированию и исследованию потребительского спроса.
— Какие планы относительно обучения созданию комиксов есть у Отделения дизайна Факультета?
— Осенью этого года первокурсники начнут учебу в новых мастерских. Например, в новой мастерской Михаила Михайловича Соркина языку комикса будет уделено особое внимание как одному из инструментов визуальной коммуникации.
Жанр комикса интересен тем, что находится на стыке сразу нескольких дисциплин, и поэтому нужны специалисты, которые будут с ним профессионально работать. Возможно, у нас появится учебная дисциплина, посвященная конкретно созданию комиксов, поскольку уже сложилось поколение опытных художников комиксов, которые могли бы передать свой опыт новому поколению.
— Смогут ли студенты научиться рисовать комиксы на Отделении дизайна?
— Хоть у нас пока нет отдельной дисциплины по созданию комиксов, но методологию создания комикса в контексте разных дисциплин мы преподаем. Тема комикса затрагивается, например, на таких дисциплинах, как история искусства (лекции по истории комикса), рисунок, специальный рисунок, скетчинг и другие. Разработке персонажа и его, окружения, раскадровке, сторителлингу и всему многообразию инструментов комиксиста студенты учатся в процессе работы над различными проектами. Учебный процесс построен таким образом, чтобы, пройдя обучение на Отделении дизайна, студент мог стать востребованным специалистом в области дизайна, иллюстрации и анимации, умеющим в том числе создавать и комиксы.
Ссылки на сайт выставки “КОМИКС МИССИЯ”: https://welcome.zaryadyepark.ru/