e-mail
design-ion@ranepa.ru

приемная комиссия
+7 (499) 956-00-77
+7 (968) 825-85-57

деканат
+7 (977) 488-63-73

подготовительные курсы
(10:00—18:00, пн-пт)

+7 (495) 695-12-03
+7 (916) 370-12-12

Группа СРЕДОВИКОВЬЕ
Выпускные проекты

Средовой дизайн

Средовиковье - это место (и время!), где (и когда!!) обучаются "средовики". Их обучение сложно описать в двух словах, но главный предмет их заботы - среда. Во всем ее многообразии. От интерьерной среды - до среды приречных территорий в городах. От среды больших общественных пространств - до среды личных, глубоко внутренних пространств собственных снов и воспоминаний.

Их путь - неясен, но чем бы они не занимались потом, среда вокруг них (и при их непосредственном участии!!!) будет становиться лучше.
Выпуск 2022
Группа
"СРЕДОВИКОВЬЕ"
О группе
Д. К. Гавриленко, М. В. Георгиевская, Е. С. Ожегова, К. В. Гладкого, М. М. Иванова, А. Е. Сутягин, И. В. Сажин, В. Г. Кузьмин.

Преподаватели
Преподаватель, архитектор, член Союза дизайнеров России.
Сергей Шестопалов
Мастер

Проект «Клуатр 2.0»

Проект "Клуатр 2.0" - это работа 4 человек (Наталья Герасименко, Дана Конорева, Алина Литвинова и Лана Чуппуева) для ежегодного студенческого конкурса компании Saint-Gobain, в которой каждый студент отвечал за свою часть.

Работа была отобрана в национальный финал конкурса и представлена на защите 12 апреля 2022 года. После этого каждый дорабатывал свою часть в рамках дипломного проекта.
Объектом проектирования стал небольшой квартал в районе Прага-полудне в Варшаве. В нем расположено здание бывшей фабрики имени Иосифа Розенталя, которое реконструируется и приспосабливается как местный общественный центр (проект Алины Литвиновой). Конкурсным заданием предусматривается строительства студенческого общежития на 250 комнат (проект Натальи Герасименко) и организация общественного пространства для них (проект Даны Коноревой). В рамках работы над средовым решением была разработана система средового оборудования (проект Ланы Чуппуевой).

Общее решение выстроено вокруг переосмысления в современном ключе идеи клуатра - двора в средневековом монастыре. Это подходящая метафора, поскольку высшее образование в западной Европе зарождалось именно в монастырских стенах, а двор монастыря, как среда, был и место сосредоточенной умственной работы и местом общения, культурного и интеллектуального обмена.
Наташа Герасименко
Проект для конкурса Saint-Gobain (в составе группы из 4-х человек), который, несмотря на свою явно архитектурную направленность, демонстрирует важности средового подхода. Важность поиска баланса: между необходимостью разместить положенное по зданию количество комнат и желанием деликатно отнестись к масштабу и характеру окружающей застройки, между комфортом для приехавших в город – и необходимостью интегрировать их в местное сообщество, между фантазией и энергоэффективностью.
Общежитие в Варшаве
Дана Конорева
Еще один проект из этого цикла – но уже про двор общежития. Серьезное переосмысление формы и значение клуатра (давшее название всему общему проекту «Клуатр 2.0»), поиск исторических параллелей и тонкая настройка пространства, отвечающего современным нуждам. Проект создания среды, которая все время меняется, но никогда не теряет актуальности, места, которое годится и для размышлений, и для работы, и для отдыха, и для культурного обмена.
Студенческий двор
Алина Литвинова
Еще один проект из этого цикла – но уже про двор общежития. Серьезное переосмысление формы и значение клуатра (давшее название всему общему проекту «Клуатр 2.0»), поиск исторических параллелей и тонкая настройка пространства, отвечающего современным нуждам. Проект создания среды, которая все время меняется, но никогда не теряет актуальности, места, которое годится и для размышлений, и для работы, и для отдыха, и для культурного обмена.
реконструкция здания бывшей фабрики И. Розенталя
Лана Чуппуева
Проект о мелочах, без которых комфортная среда невозможна. О том, из каких основ вырастает продуманная, гармоничная и тесно связанная с местом размещения система оборудования. Проект для человека и о человеческом масштабе, поиск возможностей для «встраивания» человека в среду. Проект о том, что мы, не замечая, проходим мимо, но без чего нельзя представить себе нормальной городской среды.
Разработка средового оборудования

Проект «Калуга22»

Это общая большая тема для отдельных проектов 9 студентов четвертого курса:Марии Фастовец, Александра Балашова, Арины Тереховой, Елены Слободчиковой, Валерии Колгановой, Елизаветы Губаревой, Елизаветы Побережской, Елизаветы Вяловой и Анастасии Леонтьевой

Задача сформулирована на основе конкурсного задания для студентов от Единого института пространственного планирования РФ в рамках проекта "моя река".

Для проектирования предлагались прибрежные территории реки Оки в Калуге (плюс берег Яченского водохранилища).

Темы проектов - совершенно индивидуальны, но, что важно, были сформулированы в диалоге с главным архитектором Калуги Алексеем Олеговичем Комовым, который поделился с нами планами развития города и обозначил вектор для осмысленного приложения усилий, за что мы ему очень признательны.

Основная часть проектов способствует выстраиванию пространственной связи между историческим центром города и кампусом филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, который откроется к концу года.

Эта пространственная связь - не просто маршрут из точки А в точку B. Речь идет о выстраивании последовательности разнообразных средовых ощущении, что и определило широту выбора отдельных тем.

Среди них и разработка концепции видовой тропы (А.Балашов), и проект восстановления регулярного судоходства по Оке (М.Фастовец), и коворкинг на южном берегу (А.Терехова), и арт-резиденция (Е.Слободчикова) и даже особая среда для рыбаков (В.Колганова). На северном берегу, где расположена более плотная городская застройка, разрабатывался променад (Е.Губарева), бассейн на плаву (Е.Побережская) и оборудование для главного городского пляжа (Е.Вялова), работы по реконструкции которого ведутся в настоящее время.

Несколько особняком (географически, поскольку он расположен по берегам Яченского водохранилища) стоит проект Средового театра (А.Леонтьева), не только создающий для Калуги новую точку притяжения, но и оказавшийся переосмыслением театра, теоретическим поиском новых форм его существования.
Саша Балашов
Проект, посвященный созданию «видовой тропы», связывает кампус МГТУ им. Н. Э. Баумана с историческим центром города. Сейчас добираться туда на машине сравнительно удобно, но для пешехода, велосипедиста или обладателя самоката безопасного маршрута нет. Предложенное решение не только создает такой маршрут, но и раскрывает речной фасад города, акцентирует главные видовые доминанты и превращает четырехкилометровый путь в меняющуюся череду разнообразных средовых переживаний.
Видовая тропа на Южном берегу Оки в Калуге
Маша Фастовец
Проект призван решать важную городскую проблему. Калуга, исторически бывшая одним из важнейших центров судоходства на Оке, сейчас фактически не использует реку – ни как транспортную артерию, ни как рекреационный ресурс. Возвращение реки городу – задача комплексная, но одним из важных ее решений должно стать восстановление судоходства.

А оно требует средового решения. В проекте продуманы не просто остановки маршрута, но предлагается каркас для будущего развития прибрежных территорий.
Восстановление судоходства по Оке в Калуге
Арина Терехова
Проект предлагает парадоксальное, на первый взгляд, решение – создание рабочего пространства «в чистом поле». Но это – попытка, кроме прочего, привлечь внимание к задаче переосмысления рабочего пространства. Распространенное представление об офисной работе, и характерных для нее пространствах ставится автором под сомнение, а поиски новых пространств для работы (и неожиданных способов размещения их в городе) поднимаются на щит.
Коворкинг-центр с зоной отдыха на южном берегу Оки
Лена Слободчикова
Проект предлагает среду для творчества используя образ «пространства между»: между городом и пригородом, между рекой и лесом, между небом и землей. «Пограничное» состояние среды рассматривается как наиболее подходящее для творческой работы, поскольку творец, будь то художник или писатель, в каком-то смысле – наиболее естественный обитатель этого пространства.
Арт-резиденция на южном берегу Оки
Лера Колганова
Проект поднимает неожиданный и плохо осмысленный пласт городской культуры Калуги – страсть местных жителей к рыбной ловле. Река, протекающая в двух кварталах от дома, и простор Яченского водохранилища создают условия, в которых рыбалка оказывается довольно массовым увлечением. Однако специальной среды для нее здесь нет (да и где она есть?) – проблема, конфуз, градостроительная ошибка – которую, не без юмора, но с большим вниманием к деталям и предлагает исправить автор.
Среда для рыбалки на Оке в Калуге
Лиза Губарева
Автор создает пространство формального парадокса. Предложенное решение – это, фактически, мост (но в виде реки), построенный на суше (но близко к воде), и не соединяющий берега (потому что он весь – на северном берегу Оки). Если и этого недостаточно, то можно добавить, что в основе формообразования – карта бассейна реки Оки, а точками остановки на променаде «стали» стоящие на Оке города.
Променад у понтонного моста
Лиза Побережская
Несмотря на расположение (на воде, в нескольких метрах от берега) – проект про устойчивость, во всех смыслах. Здесь и тема утилизации старого (в проекте используются две списанных баржи) и тема постепенного роста (проект предлагает точку притяжения, которая может меняться, подстраиваясь под нужды горожан и генерируя новые возможности для частного бизнеса). При этом формальное решение восходит к образу модульной космической станции – от темы космоса в Калуге никуда не деться.
Бассейн на плаву, он же баня на барже
Лиза Вялова
Городской пляж Калуги, расположенный восточнее Гагаринского моста, после более чем двадцати лет запустения начинает оживать. В 2022 году закончилась его расчистка, начаты работы по благоустройству. Проект, предлагающий для этого пляжа систему средового оборудования – это не просто попытка создать утилитарное решение, вполне отвечающее всем законам жанра.
Оборудование для городского пляж
Настя Леонтьева
Проект большого размаха. Не только по площади (территория, на который предлагает свои решения автор – это, фактически, весь берег и вся акватория Яченского водохранилища, около 3 км2 площади), но и по масштабу концептуального осмысления темы театра. Попытка представить себе, что происходит с театром, если он перестает помещаться в здание, и становится средой. Попытка заставить зал – двигаться, декорации – говорить, а зрителей – выйти на сцену. Проект продолжающий и объединяющий поиски таких мастеров, как Альдо России, Седрик Прайс и Александр Бродский.
Средовой театр